Давайте немного поподробнее разберём, что я имею ввиду, говоря про пространство в работе и пространственное разграничение в работе.
Возьмём к примеру холст с рисунком в багете. Любому зрителю очевидно, вот перед ним холст и граница рисунка там, где заканчивается и начинается багет.
Возникает вопрос ПОЧЕМУ? Почему граница рисунка там? Возникает ещё более важный вопрос: А входит ли холст в работу художника? Ну вроде как, конечно, входит. Но почему? Или, например, эмоции художника входят в работу или нет? (об этом я расскажу отдельно)
Размышляя и задаваясь этими вопросами я пришёл к убеждению, что в искусстве действуют определенные рамки из-за того что картина — это все, что нарисовано на холсте, скульптура — это все что можно увидеть взглядом. И так само собой разумеется. Так было из века в век. Так мыслят и художники, создавая работу. И так же воспринимают зрители. Но это стереотип.
Новое видение позволяет использовать абсолютно все в работах, для этого даже не обязательно нахождение объекта или части объекта, находящегося в помещении. частью работы может быть время, может быть вкус, запах, да абсолютно что угодно. Даже просто прямоугольник воздуха 5х5х5 см в вашей квартире. Будущее за работами не знающими границ пространства. Где именно художник решает что входит в работу, а не стандарты в голове.

1

“Пространство №1” по праву считаю точкой отсчета нового понимания в искусстве. Как когда-то квадрат Малевича стал новой точкой отсчёта, так же становится эта работа.
Работа представляет собой куб воздуха, размерами 13 см в длину х13 см в высоту и шириной 7 см. Саму работу увидеть невозможно, но она начинается в 1 см над описанием.

cube Зрители, конечно, могут быть в недоумении, как же это может быть работой, если ее не видно и нельзя потрогать, нельзя услышать и тд?!
На это есть вполне четкий ответ.

Во-первых: данная работа ничем не отличается от, скажем, такого же размера деревянного прямоугольника. Но почему-то я больше чем уверен, многие с большим удовольствием согласились, что деревяшка ещё может быть произведением, а то, что не видно — вряд ли. Но подождите, куб пространства с точки зрения физики и химии заполнен молекулами азота, кислорода, углекислого газа и др. Значит по факту разницы между древесиной и кубом нет, разве что визуальной.
Но «визуальность» — это привычка, которую мы требуем от искусства. Но она может мешать увидеть глубину. Почувствовать не умом, а чем-то более глубоким, душой.

Когда человек читает, что есть куб пространства, да, Он его не видит. Но его сознание уже сформировало куб и значит он есть и это равнозначно тому, что человек увидел!

Это может быть сложно к пониманию, мозг будет хотеть видеть привычное ему искусство. Отключите мозг, попробуйте почувствовать!

2

Теперь поговорим о том, что значит, что художник и только художник может определить, где начинается и где заканчивается его работа. Как я уже говорил, есть определенная привычка воспринимать работы, сложившаяся из опыта многих и многих лет.

Давайте детально разберём готовый рисунок на холсте. Соответственно все, что мы видим, все краски, грунт и сам льняной холст — есть произведение. Это по умолчанию. Соответственно если я беру определенного размера холст, то по окончанию написанная картина имеет схожий размер.

А теперь попробуем абсолютно новый взгляд и понимание. Возьмём такой же холст и выделим на нем 2 Фигуры — формы. И определим, что каждая из них самостоятельное произведение! Можем мы так сделать? Конечно! Художник вправе определить границу. Должен ли он отделять эти работы от общего Холста? Нет.

Objects

Эти работы в реалии существует и называются «Объект №1» и «Объект №2».

Но это еще не все. У нас есть просто граница. А что входит в одну, а что входит во вторую работу?

В работу «один» входит только слой краски, холст под ним не входит. А вот в работу «два» входит и холст и пространство на расстоянии 1 см от холста с внутренней и внешней стороны.

Objects-1
Objects-2
Objects-3

3

Разберём ещё одну работу. Она называется «Абсолютное понимание уличного искусства в пространстве галереи»

Вот макет работы:

maze

По сути это лабиринт. Заходя в выставочный зал человек сразу начинает идти по нему. И пройдя весь, выходит в идеале на улицу (при невозможности в соседний зал / гардероб и тд). Кроме белых стен он ничего не увидел. Важно, чтобы человек знал изначально, что он пришёл посмотреть уличное искусство в галерее. И тогда не сразу, но все быстро встанет на свои места. Уличного искусства в галерее нет! Да и быть не могло, уличное искусство же на улице! Теперь у человека есть абсолютное понимание. Конечно, было бы классно, чтобы человек выходил в конце лабиринта именно на улицу. И кто-то или что-то (например, надпись) давали понять, что за уличным Искусством надо направляться на улицу, а не в галерею.

Теперь от идеи перейдём к механике работы. Если описывать составляющие работы классическим способом, то можно сказать, что есть лабиринт с белыми стенами, он и есть работа.

Но обладая новыми знаниями и представлениями о возможностях художника использовать пространство в своих целях становится сразу понятно, что не лабиринт помог человеку получит новые знания. А что тогда? Во-первых пустота лабиринта. Не сам каркас и его стены, а пустое пространство — и это принципиальное отличие. Это пустое пространство имеет в работе смысл, а каркас -нет, он лишь помогает создать «пустое» пространство.
(Ставлю пустое в кавычки, т.к. Оно, конечно, не пустое, но в контексте работы нам требуется пространство в котором нет ничего визуального, газообразные соединения нам не важны.)

Во-вторых у современного человека есть образы уличных рисунков, он с ними сталкивался так или иначе. И именно работы в его памяти и есть вторая составляющая. Не увидев их в галерее, но зная о чем выставка, сознание обратится к уже существующей информации. Возможно, конечно, что человеку вспомнится предыдущая выставка, где он-таки видел уличное искусство в галерее. Но для понимания данной работы — это наоборот мешающая информация. Поэтому я сознательно ограничиваю то, что должно входить в эту работу для ее правильного восприятия и наибольшего результата.
Из чего делаем вывод, вышеописанная работа состоит из 1. пустого пространства лабиринта и 2. Весь предшествующий опыт человека по встрече с уличным Искусством в рамках улицы.

Согласитесь, эти составляющие намного точнее указывают и подчеркивают суть работу и дают зрителю направление.
Может показаться, что таким образом наоборот все упрощается и Искусством становится примитивным. Но нет. Это шаг к конкретике и формулировке ощущений и чувств, дающий возможность выйти на совершенно новый уровень знаний и взаимодействия художника и зрителя. Сначала может показаться, что так уйдёт некая загадка произведений, но поверьте, загадок станет ещё больше!

Чем дальше от привычных доктрин, тем больше неизведанного!

Let’s analyze more in details what I mean, speaking about the space in a piece of work and spatial delimitation in a piece of work.

Let us take, for example, a canvas with a drawing in a strip of board. It is evident to any observer that here is a canvas in front and limits of the drawing are where the strip of board begins and ends.

Question «WHY?» arises. Why is the picture limit there? One more important question arises: Is the canvas included into the artist’s piece of work? They say, of course, it is included. But why? Or, for example, are the artist’s feelings included into the piece of work or not? (I will tell you about is separately).

Thinking and asking these questions, I came to the opinion, that the specific frames had effect in the art due to the fact, that the drawing is what is painted on the canvas, the sculpture is what may be seen by the eye. So, it goes without saying in such a way. So, it always has been from century to century. Artists are thinking in the same way when they make their pieces of work. Observers percept either. But it’s a stereotype.

New vision allows for usage of all and everyone in pieces of work, it is not necessarily staying the object or its part in the room. Time, taste, odor, nearly anything may become part of the piece of work. Just 5x5x5-cm air rectangle in your flat. Future belongs to the pieces of work knowing no space limits, where it is the painter who decides, what is included in his piece of work, but not the standards in the head.

1

“Space No.1” is justly considered the starting point of new understanding in art. The same as Malevich’s Black Square has become the starting point.

The piece of work is 13-cm long 13-cm high 7-cm wide air cube. It is impossible to see the piece of work, but it starts at 1-cm above the description.

cubeObservers of course may be at a loss, how can it be a piece of work if it is not seen, it cannot be touched, heard, etc.?!

There is a rather clear answer to this question.

Firstly: this piece of work does not anyhow differ from, for example, the wooden rectangle of the similar size. But for some reason I am more than sure, that many people would agree that a piece of wood may be a piece of art and not seen piece – unlikely. But wait, please, an air cube with respect to physics and chemistry, is filled with nitrogen, oxygen, carbon dioxide, etc., molecules. Hence, there is no actual difference between the wood and the cube, except for the visual one.

But «visual ability» is a habit we require from the art. But it may prevent seeing the depth. To feel not mentally, but deeper, with your soul.

When a person thinks that a space cube exits, yes, he cannot see it. But if human consciousness has already shaped a cube, hence, it exists and it means that a person has seen it!

It may difficult for understanding, the brain wants to see the art it used to. Switch off your brain, try to feel!

2

Now let us speak what it means that an artist and only the artist may outline where his piece of work starts and where it ends. As I have already told, some habitat to percept pieces of work have been developed due to many-year experience.

Let us discuss in details the finished drawing on the canvas. As appropriate, everything we see, all paints, primer and linen canvas itself – is a piece of art. It is as a default. Consequently, if I would take a canvas of a specific size, hence, upon completion the painted drawing has similar sizes.

A now let us try completely new vision and understanding. Let us take the same canvas and highlight 2 figures – shapes.  And let us decide that each of them is an independent piece of art! May we do like this? Of course! The artist has the right to outline the limit. Must the artist separate these pieces of work from the entire Canvas? No.

Objects

In real life, these pieces of work exist and are called «Object No.1» and «Object No.2».

But there is more to come. We have just a limit. And what is included in the first object and in the second object?

Piece of work number “one” includes only the paint layer, it excludes the canvas below. And piece of work “number two” includes both a canvas and a space at 1-cm-distance from the canvas on the inside and outside sides.

Objects-1
Objects-2
Objects-3

3

Let us discuss one more piece of work. It is called “Absolute Understanding of the Street Art in Gallery Space”

Here is the model of the piece of work:

maze

In fact, it is a maze. Entering the exhibition hall, a person starts to walk through it. After the person has passed the hall, he goes out into the street in theory (if impracticable, into the adjacent hall/cloak room, etc.). He saw nothing but white walls. It is critical, that the person knew before that he has come to see street art in the gallery. Then not at once but very quickly everything will click into place. There is no street art in the gallery! It even could not be, street art is in the street! Now the person has complete understanding. Of course, it is great, if the person go exactly out into the street at the end of the maze. And somebody or something (for example, inscription) let him see that to see the street Art you should go the street, but not to the gallery.

Now let us change over from the idea to mechanics. If to describe components of the piece of work classically, then one may say that there is the maze with white walls and there is the piece of work.

But possessing the new knowledge and concepts on the artist’s capabilities to use the space in his own purposes, it is getting immediately clear, that not the maze facilitated person to acquire new knowledge. What then? Firstly, it was the maze emptiness. Not its frame and walls, but empty space – this the critical difference. This empty space has a sense in the piece of work, not the frame, it just helps to shape the “empty space”.

(I strope empty, as far as it is not empty, of course, but as part of the piece of work we require empty space, where there is nothing visual, gaseous compounds of no importance for us).

Secondly, the modern human has images of street drawings, it has met them anyhow. And exactly pieces of art in his memory is the component. When he did not see them in the gallery, but knowing what the exhibition is, his consciousness addresses to already existing information. May be the person reminds the previous exhibition where he saw street art in the gallery. But for understand this piece of work – it is the unwanted information. That is why, I limit what shall be included into this any piece of work on purpose for its proper understanding and better perception.

We concluded that the above piece of work consisted of 1. Empty maze space and 2. Entire previous personal experience of meeting the street art in the street.

Say yes, these components show and emphasize the essence of the piece of work and show the observer the direction.

It may seem that on the contrary, everything is simplified and the Art is becoming primitive. No. It is a step towards the content and shaping the feeling allowing for entering completely new level of knowledge and interaction of an artist and an observer. At first it may seem that some mystery of pieces of art would go away, but, please, believe, more mysteries will appear!

As we go forward from the standard principles, we get more unknown!